About us:

Мы -We are Mountain Jews, Juhuro, Juhurvo, Горские Евреи, Gorskie Evrei, Kavkazim
English, Russian, and Hebrew :)

Pages

Juhurvoimu-ג'והורוהיימו

Search This Blog

Последний дербендский рассказчик Рафаил Рафаилов, известный в родном городе под прозвищем Тарзан, умер в 1997 году. Вот, одна из его любимых басен.

Мужина э гомишь гуфты: «Ту эджэ варахтэ?». Гомиш гуфты: «Эйло эз сэр мэ». Мужина гуфты: «Мэрэ дэр ту офторои не гирдэй, ту офтори гэ, гушт турэ мэ э куль мэ биём берюм».

Муравей быку сказал: «Ты куда поднимаешься?» Бык ответил: «Уйди с моих глаз (Уйди с моей головы)». Муравей сказал: «Мне-то все равно, но если ты упадешь, твое мясо мне на горбу придется нести».


translation - תרגום-перевод

Wednesday, April 25, 2012

АДАМ ДАВИДОВ: МОИ УЧЕНИКИ – ГОРДОСТЬ НАШЕГО НАРОДА



АДАМ ДАВИДОВ: МОИ УЧЕНИКИ – ГОРДОСТЬ НАШЕГО НАРОДА
www.stmegi.com
22.04.2012 | 10:13
     Несколько лет тому назад в одном из книжных магазинов Иерусалима я приметила книгу "Мудрецы Кавказа" и сразу же решила приобрести её. "Интересно, имя автора указано "Адам Давидов", но никакой информации в предисловии о нем нет, - подумала я про себя, - видимо, автор -  скромный человек, который не любит быть на виду".

    Среди произведений наших горско-еврейских литераторов практически нет художественно-религиозного жанра. Пожалуй, Адам Давидов единственный, кто смог ярко и красочно описать сюжеты из еврейской жизни праведников Кавказа. 
Недавно мне удалось поговорить с автором книги и задать ему несколько вопросов.

   - Уважаемый Адам, я прочитала книгу "Мудрецы Кавказа",  но в ней ничего нет из вашей биографии. Как мне удалось недавно узнать, вы родом из Нальчика, значит, ваше детство прошло в Еврейской Колонке?

   - Еврейский Нальчик лучше других описала моя сестра Светлана Данилова. Мои воспоминания о «Еврейской Колонке», т.е. о еврейском районе города начинаются с 1952 года, когда наша большая семья вернулась в Нальчик. Это было неспокойное время "чистки" (от евреев), которое коснулось и органы госбезопасности. Мой отец служил в пограничных войсках, его часть входила в состав КГБ на границе Туркмении с Ираном.  После увольнения из-за "пятой графы", он долгое время оставался безработным. 

   Когда наша семья вернулась в Нальчик, отец построил саманный дом на окраинной улице города, а в «Колонку» мы ходили к родственникам. В послевоенные годы евреи жили очень бедно, старшая сестра отца Олги Шабаева угощала нас черным хлебом с молоком, и в своих молитвах обещала нам возвращение в Йерушалаим. Но совершила Алию только в 1992 году в возрасте 100 лет и успела два года пожить на Святой земле. 

   - Еврейское самосознание у каждого человека развивается по-своему. Думаю, это встречи с интересными людьми, которые могут повлиять на перемены в жизни. Были у вас такие незабываемые встречи в детстве, или когда репатриировались в Израиль?

   - В Нальчике я учился в русской школе, но два раза в неделю приходил дедушка Гомииль Гилядов, и собирал в свободном классе еврейских детей и мы учили горско-еврейский язык по учебнику, который он составил. Светлана Данилова о нём писала, я тоже – в книге «Мудрецы Кавказа». Помню ещё нашего соседа Ники Нафталиева - коhена и мудреца. Прошло шестьдесят лет, а его прекрасное благородное лицо с белой  бородой, как вчера, стоит пред моими глазами. И о нём, я рассказал в своей книге.  Помню, как мы выпекали мацу, "гогол" по-нашему, и моей обязанностью было прокатывать дырочки шестерёнкой старого будильника на сырых листах.  

     Еврейское сознание во мне пробудилось не в детстве, когда меня пытались бить за то, что я еврей, а позже, когда стал собирать сведения о преследовании евреев и о погромах. Помню, как мы переживали за евреев Грозного во время погрома в 1958 году, когда там убивали евреев. И ещё мне запомнилось, как двигалась ревущая толпа русских националистов и бойцов нальчикского мясокомбината по нашей улице к «Еврейской колонке». Но там им дали такой отпор, что они надолго оставили евреев в покое. 

   - Люди старшего и среднего возраста до сих пор ностальгируют по временам застоя. Что вам запомнилось больше всего с того периода?

   - Хорошо помню годы правления Никиты Хрущева. Полки магазинов опустели, недовольство рабочих жестоко подавлялось армией. Мы, студенты, задумались, что же привело к обнищанию богатой страны. Обратились к источникам марксистского учения, но оно не успокоило моё еврейское сознание. 

    До того, как прийти к  Торе, я исследовал несуразную христианскую систему, ислам, изучал западноевропейскую и индийскую философию. А когда оказался в Иерусалиме, тут же поступил учиться в иешиву «Швут Ами», и сразу же  понял - это единственное и верное учение в жизни, с чем человек должен жить в этом мире. Всё остальное – ложь и жалкое эпигонство, не имеющее реального смысла. Тора – основа жизни, на ней держится весь мир, еврейский и нееврейский, человеческий и животный, духовный и материальный. А самое главное еврейское качество – милосердие. Христиане во имя милосердия вырезали, повесили  и сожгли сотни тысяч евреев, миллионы своих единоверцев и несчётное количество народов Азии, Африки и Америки. Поборники ислама за 1400 лет его существования превратили значительную часть населения земли в диких животных. А наши качества мудрецы определяют так: "Милосердный ко всему живому – он из семени Авраама, не милосердный ко всему живому – он не из семени Авраама" ("Бейца", 32). "Есть у этой нации (евреев) три характерных свойства: милосердие, стыдливость, благодетельность" ("Йевамот", 79). 
 
   - Каждое происходящее в Израиле событие, как барометр влияет на мировое сообщество. Интересно было бы знать ваше мнение, отчего это происходит? 
 
   - Свойство еврейской натуры таково, что евреи болеют за всё человечество и отвечают за состояние этого мира. Все народы мира, "справедливо" обвиняют нас в своих в бедствиях. Когда был Храм в Йерушалаиме, коhены приносили жертвы за все народы мира, за благоденствие мира, но по нашей вине мы потеряли Храм и Эрец Исраэль. Ради Храма и ради праведников существовал Мир, а сейчас он погряз в разврате, в насилии, войны не прекращаются ни на один день. И не было бы для человечества просвета, если бы не надежда, что евреи образумятся, откажутся от чужой философии, от чуждого образа жизни, вернутся к Законам Торы. Тогда благоденствие придёт для всех, для евреев и для неевреев. Об этом говорили наши пророки, которых признают католики, православные, мусульмане, буддисты и т.п.

   - А увлечение литературным творчеством, у вас началось в Израиле?

   - В той «допотопной» жизни в СССР я также писал. Но до эмиграции 15 лет работал художником по дереву, мастером и начальником цеха на «Заводе художественных изделий». Мы выпускали сувениры из дерева и детскую игрушку. А в Израиле первые годы я с восьми утра до двух часов дня работал, а с трёх до восьми вечера учился в иешиве. Работал в Амуте «Хазон Фтайя», которую создали рав Авраhам и рабанит Симха, замечательные люди, сын и внучка одного из величайших наших учителей, мудрецов и кабаллистов, бывшего главного раввина Ирака и Багдада, раби Иеhуда Фтайя (з.ц.л.). Семья Фтайя - легенда Израиля. Всё своё имущество они посвятили еврейскому народу. Построили большую синагогу, большой семейный дом отдали Амуте, сотни больных и несчастных людей получили от них материальную и духовную поддержку. А рабанит Симха, благословенна память её, была для них матерью.

В  Амуте проходили реабилитацию евреи с  отклонениями в психике или с некоторыми физическими недостатками. Там у меня была мастерская, где мы делали из старой мебели детские игрушки, и я вырезал из  бука и дерева оливы различные предметы иудаики. 

    К нам, как на работу, приходили больные от рождения, пострадавшие от террора или на войне. Как один из них, по имени Зеев, бывший студент иешивы, мужчина примерно сорока лет, его контузило на первой ливанской войне. Он, как ребёнок, радовался, когда я давал ему пилить палочки для детского конструктора или зачищать наждачной бумагой дощечку. Психическое состояние многих моих помощников оставляло желать лучшего, но при этом они оставались евреями, хорошими добрыми евреями. Я учил их, а они учили меня понимать и любить человека. 

   - Приходилось ли вам работать со своей общиной? 

   - В 2003 году, меня пригласили в г. Сдерот и я стал там раввином горско-еврейской общины. Однажды поехал в Тират Кармель проведать раввина горской синагоги Иhуду Якубова и мы поднялись  на второй этаж, где он создал музей горско-еврейской истории. Между старыми книгами и предметами еврейского быта висели халифа и смушковая баранья шапка, подобная тем, что носили наши евреи. Иhуда заставил меня надеть эту шапку, обрадовался моему виду и хотел, чтобы я так в ней и ушёл. Но я шапку вернул и обещал ему написать книгу о наших праведных евреях.  

   - Как мне известно, вы много лет проработали в Еврейской Слободе г.Кубы…  Продолжаете ли общаться со своими учениками? 

   - В 1995 году я приехал в Красную Слободу и встретил замечательных людей, достойных большой любви и уважения: председателя общины Бориса Симандуева, Ицхака Нисанова, братьев Захарьяевых, Мурика Мишиева и его отца праведного Аврума (з.л.), он привёз мебель для школы, которую я создавал. Но главное, я нашёл таких учеников, которые стали радостью моей жизни. Зимой холодно, а мальчики от 9 до 12 лет рано утром бегут по глубокому снегу  учиться ко мне в плохо отапливаемый класс. Говорю: «Нет у меня сладостей, нечем угостить, что вас привело сюда?» Кричат: «Учиться хотим!» Те, самые первые, выросли, звонят, встречаемся, мы дружим. Шестнадцать лет я был с ними, сейчас тоже, много их, они наша гордость, то есть не только моя – нашего народа. Глубокая благодарность Президенту фонда СТМЭГИ Герману Захарьяеву за то, что он поддерживает нашу молодежь! 

    Многие из моих учеников ведут еврейский образ жизни. А тех, кто оставили, не осуждаю, знаю, что временно оказались слабее своей среды. С Б-жьей помощью потом вернутся. И ещё я нашёл там много материала для своих книг. Благодаря моим друзьям и ученикам появились книги «Ожерелье», «Мудрецы Кавказа», «Дэрех эрец» и другие.  

   - У еврейского народа, несмотря на этничность общин большая пропасть  взаимопонимания между светскими и религиозными людьми. Что вы можете сказать по этому поводу? 

   - Да, действительно существует большая разница между светской и еврейской жизнью. Тем, кто вернулся к Торе легче понять светского еврея, чем светскому еврею религиозного. Не каждый в силах устоять против множества соблазнов, отравляющих душу человека. Много лет тому назад один из наших уважаемых и известных горских евреев заявил: «Оставьте нас, раби Адам, нам не нужна израильская Тора, нам достаточно наших традиций!» На что я ему ответил: «Наши отцы и деды хранили традиции и соблюдали законы Торы, а мы Тору оставили, язык забыли, а традиции заимствовали у чужого народа. Мы – братья, как я вас оставлю, мы так крепко связаны родством и кровью, что ни я от вас, ни вы от меня никогда не отделимся. Худо, Ашем не даст». Этот брат мой не молод, но он тинок ше-нишба, то есть пленённый ребёнок. Его растили и воспитывали в таком обществе, где евреи стыдились своего еврейства. 

   Когда у меня спрашивают совета репатриироваться в Израиль или нет, чаще не советую. Все евреи должны жить в Эрец Исраэль, это Святая Земля, если ехать сюда, то со стремлением к святости. Духовно нестойкие люди могут оказаться в ловушке. В Азербайджане, в России и в других странах даже наши недоброжелатели понимают желание евреев соблюдать традиции. В Израиле такое желание встречает противодействие. И здесь всё доступно, алкоголь, наркотики, порнография. Здесь система воспитания опасна для существования семьи. Марокканские и йеменские  евреи в прежние времена после репатриации под гнётом секулярного общества оставляли свои традиции, и наши горские евреи сегодня так же забывают свои обычаи и законы. Знаю, что это временно. Возьмём пример с бухарских евреев, создавших единую систему духовного развития своего народа. А у нас (тода ла Эль) есть фонд СТМЭГИ, организация не только материального, но и духовного развития. Мы все обязаны сотрудничать с ним, если мы родные. Чужие не придут, чужим мы не нужны. Когда мы почувствуем себя единой семьёй? Когда признаем эз Худо баhшай екешь нисти.
То есть без Бога мы не народ! 

Хана РАФАЭЛЬ. ИЗРАИЛЬ. 

Фото Эльхан Шаулов

Автор (источник) : Хана Рафаэль

No comments:

Post a Comment